Дайджест Геоэнергетики / 16.07.2020

Дайджест Геоэнергетики / 16.07.2020

В Китае завершили проходку самой глубокой в Азии нефтяной скважины на суше

Пекин, 06 июля, 2020 /Инфолента People’sDaily/

Как заявили 3 июля в Китайской нефтегазовой корпорации (China Petrochemical Corporation), успешно завершено бурение 8,725-метровой нефтяной скважины на нефтегазовом месторождении Шуньбэйин (Shunbei), расположенном на северо-западе страны в Синьцзян-Уйгурском автономном районе. Речь идет о самой глубокой в Азии нефтяной скважине на суше, отметили в новостной службе ChinaNews. Побив предыдущий рекорд, установленный при бурении 8,588 метровой скважины на том же нефтегазовом месторождении, новая нефтяная скважина свидетельствует о мировом лидерстве КНР в сфере бурения глубоких скважин.

Напомним, что на месторождении Шуньбэйин действует примерно 40 нефтяных скважин с глубиной, превышающей 8,000 метров. По статистическим данным, за первую половину текущего года на данном месторождении было добыто 2.1 миллиона тонн нефти-сырца и 625 миллионов кубометров природного газа. На глубинах, превышающих 8,000 метров, проведение буровых работ затрудняют сложное геологическое строение данного месторождения и высокие температурные значения. Для решения подобных проблем инженеры китайской корпорации разработали специальный инструментарий, позволяющий уменьшить трение и увеличить точностные характеристики бурения.

Комментарий Бориса Марцинкевича (глав. ред. Геоэнергетика.ru):

Технология бурения скважин такой глубины по заранее рассчитанным параметрам – безусловно, серьезное достижение китайской нефтяной промышленности, особенно с учетом того, что нигде в мире ничего подобного нет. В сообщении нет только одной важной составляющей – какова себестоимость добычи углеводородов при такой глубине скважин. Только в этом случае было бы очевидно, насколько этот опыт интересен для участников отрасли.

Polarcus и Eni заключили договор на проведение сейсморазведки в Азиатско-тихоокеанском регионе

Хьюстон, 10 июля, 2020 /Инфолента Offshore-Energy/

Международная компания Polarcus, занимающаяся морской сейсморазведкой и располагающая флотилией судов для выполнения сейсмических исследований по всему миру, заключила с итальянским нефтегазовым гигантом Eni договор на проведение трёхмерной сейсморазведки в Азиатско-тихоокеанском регионе. Минимальная продолжительность проведения сейсморазведочных работ в рамках проекта, как ожидается, составит примерно один месяц. Начало проекта запланировано на 1й квартал будущего года, в зависимости от получения соответствующих разрешений.

Представители Polarcus не раскрывают подробностей относительно стоимости проекта или названия исследовательских судов, которые планируют задействовать в рамках подписанного договора. Отметим, что совсем недавно, во 2ом квартале текущего года, геофизическая компания столкнулась с резким падением спроса на привлечение собственных судов к выполнению сейсморазведочных работ. Так, за 2ой квартал текущего года количество незагруженных работой исследовательских судов составило 47% по сравнению с 4% за аналогичный период прошлого года.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Направление геологоразведки, необходимое и в России – для более детального изучения морского дна и шельфа, в частности в Северном Ледовитом океане. К сожалению, Росгеология в очередной раз находится на стадии реформирования, на настоящий момент информации об укреплении и расширении материально-технической базы нет.

BP объединилась с Enagás для разработки низкоуглеродного топлива для транспортных средств в Испании

Мадрид, 07 июля, 2020 /Инфолента EnergyLiveNews/

Цель соглашения, заключенного между двумя компаниями – наращивание производства экологичных видов топлива на внутреннем рынке Испании и развитие инфраструктуры, необходимой для более широкого использования такого топлива. Речь идет о соглашении между компанией BP Oil Spain (местное подразделение британской BP) и испанского оператора газораспределительной сети Enagás, направленного на расширение использования низкоуглеродного топлива для транспортных средств в Испании.

В рамках соглашения предполагается также развитие газотранспортной инфраструктуры, а также продвижение на рынок и более активное использование возобновляемого природного газа (биогаза, получаемого искусственным путем из органических отходов и обогащаемого в заводских условиях до параметров природного газа). Испанский оператор Enagás займется производством СПГ и сжатого природного газа с последующей доставкой на автозаправочные станции BP, а также на станции сторонних компаний, работающих под брэндом BP.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Проекты, связанные с развитием производства биогаза, были чрезвычайно популярны в Евросоюзе в начале десятых годов, однако постепенно это направление ушло из «мейнстрима». Причина достаточно тривиальна – экономически не выгодно. Тем интереснее будет наблюдать, как пойдет реализация испанского проекта.

OMV Petrom получило разрешение на нефтегазоразведку у черноморского побережья Грузии

Бухарест, 29 июня, 2020 /Инфолента RomaniaInsider/

Государственное агентство нефти и газа Грузии выдало разрешения на проведение поисково-разведочных работ и добычу нефти и природного газа румынской нефтедобывающей компании OMV Petrom, которая является дочерним предприятием австрийского нефтяного гиганта Austrian OMV Group. О проведении открытого международного тендера на получение разрешения для поисково-разведочных работ на двух участках морского шельфа Грузии агентство объявило еще в январе текущего года.

А в июне текущего года, по результатам проведенного тендера, румынское дочернее предприятие получило разрешение на нефтегазоразведку и добычу на втором лицензионном блоке площадью 5,282 квадратных километров, который расположен в морской экономической зоне Грузии. Как заявили в агентстве, в рамках начальной стадии работ OMV Petrom проведет профильную (двухмерную) и детализационную (трехмерную) сейсморазведку по площади лицензионного блока. В случае обнаружения целевых запасов углеводородов, компания приступит к проведению буровых работ. Таким образом, работы на морском шельфе Грузии станут для румынской компании третьим по счёту морским проектом на Черноморье и первым проектом, в котором OMV Petrom выступит в качестве ведущего оператора промысловых работ.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Называть OMV Petrom «румынской компанией» можно только в качестве шутки, реально в разведку углеводородов на морском шельфе приходит одна из крупнейших европейских компаний с серьезными компетенциями и еще более серьезными финансовыми ресурсами, имеющимися в распоряжении материнского концерна. OMV не «новичок» в этом регионе – напомним, что в свое время именно представитель австрийской OMV возглавлял проектную компанию магистрального газопровода Nabucco. Проект Nabucco закрыт – слишком велики оказались риски, связанные с ресурсными источниками на территории Туркмении, слишком велик оказался объем необходимых инвестиций. В этот раз OMV намерено заняться проектом менее масштабным, который вполне может быть реализован – разумеется, в том случае, если проведение геолого-разведывательных работ завершится положительным результатом.

Прокладывание «самого протяженного в мире подводного силового кабеля» стоимостью £2 млрд. – полпути пройдено

Лондон, 26 июня, 2020 /Инфолента EnergyLiveNews/

Две параллельные нитки подводного силового кабеля протяженностью 720 км соединят национальные энергетические системы Британии и Норвегии. Реализация этого проекта, которым занимаются компании Statnett и National Grid NSL, по прокладыванию «самого протяженного в мире подводного силового кабеля» прошла «точку экватора». Проект, получивший название North Sea Link, позволит Британии и Норвегии соединить национальные энергосети и продавать друг другу излишки возобновляемой энергии. В тех случаях, когда ветряки в Британии будут производить большие объемы электроэнергии на фоне низкого спроса в стране, силовой кабель, с предельной пропускной способностью 1,400 МВт, позволит экспортировать излишки электроэнергии в Норвегию, сберегая таким образом энергоресурсы её водоемов.

Когда же спрос на энергопотребление в Британии будет высоким на фоне низких объемов производства энергии на ветряных электростанциях, то силовой кабель обеспечит надежность энергоснабжения на островах Альбиона за счёт импорта электроэнергии, произведенной на норвежских гидроэлектростанциях. При кабелеукладочных работах техническим службам приходилось работать на глубинах до 210 метров, укладывание 2.8 километрового подводного участка двух параллельных ниток кабеля производили с морской платформы размером в два теннисных корта. К 2021 году, когда предполагается завершить прокладывание этого 720ти километрового силового кабеля, он свяжет город Блитт на северо-востоке Англии с норвежским городом Квиллдал, где расположена крупнейшая в стране гидроэлектростанция мощностью 1,240 МВт, и сможет обеспечить электроэнергией 1.4 миллиона британских домохозяйств.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Одна из составляющих глобального проекта ENTSO-E – не путать с одноименной ассоциацией компаний-операторов объединенных энергосистем. Напомним, что в настоящее время на территории Европы (Европы как части света, а не как ЕС) действуют следующие объединенные энергосистемы. UCTE, Центрально-Европейская синхронная зона, в состав которой входят энергосистемы: Франции, Испании, Португалии, Германии, Австрии, Италии, Бельгии, Голландии, западной части Дании, Швейцарии, Люксембурга, Словении, Хорватии, Польши, Чехии, Словакии, части Венгрии, Греции, Боснии и Герцеговины, Македонии, Сербии, Черногории, Болгарии, части Румынии. NORDELL, Северная синхронная зона: Швеция, Норвегия, восточная часть Дании, Финляндия и Исландия. UKSTOA – объединенная энергосистема Великобритании. ATSOI – объединенная энергосистема Ирландии. BALTSO – объединенная энергосистема стран Прибалтики, синхронизированная с ЕЭС России и с объединенной энергосистемой Белоруссии в энергетическое кольцо БРЭЛЛ.

Проект ENTSO-E действительно глобален, в случае его реализации будет получена энергосистема от Мадрида до Осло с юга на север и три часовых пояса с востока на запад, да и с Турцией соответствующие переговоры тоже ведутся. North Sea Link – одна из составных частей проекта, цель которой – появление соединения UKSTOA с NORDELL (соединения UKSTOA c UCTO под Ла Маншем уже имеются). Полная реализация ENTSO-E может стать мощнейшей базой для воплощения в реальность всех ВИЭ-проектов ЕС со всеми вытекающими в виде резкого сокращения объемов импорта всех видов энергоресурсов. Отметим, что ENTSO-E разрабатывается с 2001 года – масштаб поставленной задачи настолько велик, что предсказать, удастся ли ее решить полностью , и, сели «да», то в какие сроки, невозможно.

Многомиллиардные проекты мировой газовой отрасли находятся под угрозой из-за возможного коллапса рынка углеводородного сырья

Сан-Франциско, 07 июля, 2020 /Инфолента ShareCast/

По данным отчета, за минувший год глобальные расходы на строительство новых терминалов СПГ по всему миру для сжижения и отгрузки природного газа на морские газовозы более чем удвоились с $82.8 до $196.1 миллиардов. Такая ситуация означает, что от подобных проектов могут отказаться из-за растущих затрат на создание инфраструктуры и избыточного предложения ископаемых энергоносителей, что впоследствии может привести к обрушению рынка. К этому стоит добавит и тот факт, что производство энергии на мощностях ВИЭ становится дешевле, а сами ВИЭ обретают всё большую популярность как среди энергетических компаний, так и на уровне правительств многих стран.

Так, цены на СПГ упали на мировых рынках до рекордно низких показателей еще до вспышки коронавируса, а после возникновения пандемии продолжили свое скольжение вниз на фоне введенных мер строгой изоляции, вызвавших резкое падение спроса. Обо всём этом говорится в отчете, опубликованном неправительственной организацией Global Energy Monitor (GEM), которая занимается каталогизацией инфраструктурных объектов для ископаемых энергоносителей по всему миру, например, газопроводов, и выступает за поэтапное сокращение использования углеводородного сырья.

Как заявили в руководстве GEM, связанные с СПГ проблемы не смогут волшебным образом исчезнуть по окончании пандемии. Так, проведенное моделирование ситуаций в сфере энергетики показывает, что проектные решения по ВИЭ вытесняют сегодня импортированный природный газ с рынка в Южной Корее. И с каждым годом использование ВИЭ становится все более выгодным по цене. Рыночные аналитики GEM охарактеризовали ситуацию с СПГ, который «ранее рассматривался инвесторами в качестве беспроигрышного варианта», как «раздираемую проблемами» из-за избыточного предложения газа на рынке и ослабления интереса к использованию ископаемых энергоносителей.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Как новостное агентство ShareCast, так и неправительственная организация GEM зарегистрированы и работают в юрисдикции США. Для того, чтобы понимать, как относиться к данному сообщению, стоит вспомнить о том, что в течение июня и июля покупатели СПГ, произведенного в США, отказались от 70 корабельных отгрузок (наиболее распространенный тип танкеров-газовозов имеет объем резервуаров около 170 тысяч кубометров, позволяющий перевозить 100 тысяч тонн СПГ, то есть в данном случае речь идет о 7 млн тонн СПГ), на середину июля общее число отказов от поставок в августе составляет 44 корабельные партии.

Причина тривиальна: себестоимость производства СПГ на территории США и стоимость его доставки до потребительских рынков выше спотовых цен настолько, что заказчикам дешевле выплатить штрафные санкции, чем торговать крупными партиями этого товара себе в убыток. С учетом того, что все действующие экспортные СПГ-проекты на территории США построены за счет банковского финансирования, обстановка в газовом секторе этой страны становится все более нервной. Очевидно, что чем сложнее будет ситуация, тем менее объективными будут любые информационные сообщения от любых новостных агентств этой страны.

Китайский судостроитель Hudong поставит третий танкер-газовоз для работ в рамках проекта «Ямал СПГ»

Шанхай, 09 июля, 2020 /Инфолента OffshoreEnergy/

Китайская государственная судостроительная корпорация Hudong-Zhonghua Shipbuilding поставит еще один СПГ танкер для эксплуатации в рамках проекта «Ямал СПГ», реализацией которого в Арктике занимается российская компания «Новатэк». Как заявили в корпорации Hudong, новое судно-газовоз, получившее название LNG Phecda и оборудованное танками объёмом 174,000 кубических метров, отправилось 3 июля из портовой верфи в Шанхае на прохождение испытаний по закачке газа.

По словам представителей корпорации, в ходе работ строителям судна пришлось столкнуться с немалыми трудностями, вызванными распространением вируса, которое негативно сказалось на деятельности всей отрасли. По прогнозам китайских судостроителей, судно будет передано заказчику сразу по завершении испытаний по закачке газа.

Газовоз LNG Phecda является третьим по счёту (из четырех) танкером, специально предназначенным для эксплуатации в рамках проекта «Ямал СПГ», заказ на который был размещен на китайской верфи японской судовладельческой компанией Mitsui O. S. K. Lines и китайским контейнерным оператором China COSCO Shipping. Каждое из четырех 290-метровых судов-газовозов оборудовано двухтопливным двигателем WinGD и контейнерной системой для транспортировки и хранения сжиженных газов, разработанной компанией GTT.

Новые танкеры не предполагается использовать для прямой загрузки сжиженным газом непосредственно у причалов завода «Ямал СПГ» мощностью 16.5 млн т/г, который находится в арктическом регионе РФ. Эти суда, уже на европейских терминалах, будут принимать на борт перегруженный СПГ, ранее доставленный на танкерах ледового класса, и далее транспортировать сжиженный газ в основном заказчикам на азиатских рынках. Необходимо напомнить о недавних заявлениях корпорации Hudong о завершении работ по строительству четвертого газовоза, получившего название LNG Megrez, для ямальского проекта. Первое судно из данной серии, заказанной для эксплуатации в рамках «Ямал СПГ», LNG Dubhe, было доставлено заказчику в октябре минувшего года, а второе LNG Merak в начале текущего года.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Для простоты понимания: танкеры-газовозы, предназначенные для перевозки СПГ непосредственно с завода «Ямал-СПГ», в международной классификации относятся к типу Yamalmax, главная особенность которого – ледовый класс Arc 7. Если не заявлено, что речь идет о танкерах Yamalmax – значит, имеется в виду обычные танкеры-газовозы. Они необходимы для логистической схемы «Ямал-СПГ» — принимать грузы на транзитных пунктах, которые предстоит построить в Мурманске и в Бечевинской бухте на Камчатке и доставить грузы до конечных потребителей. Стоимость Yamalmax и эксплуатационные расходы на них почти вдвое превышают аналогичные показатели стандартных танкеров-газовозов, поэтому за пределами Северного морского пути эксплуатация Yamalmax экономически не целесообразна.

Новое авиационное топливо из использованного пищевого растительного масла найдёт применение в аэропорту Сан-Франциско для сокращения вредных выбросов

Сан-Франциско, 08 июля, 2020 /Инфолента EnergyLiveNews/

По оценкам специалистов, использование экологичного авиационного топлива (sustainable aviation fuel) позволит снизить на 80% вредные выбросы в атмосферу по сравнению с углеводородным топливом. Крупнейшие авиаперевозчики, обслуживающие международный аэропорт Сан-Франциско (SFO) вскоре смогут использовать упомянутое экологическое топливо, полученное путем переработки из отходов производства и оставшихся после использования веществ, таких как пищевое растительное масло или жиры животного происхождения, с тем чтобы снизить выбросы углекислого газа.

Так, компания Neste, являющаяся среди прочего производителем возобновляемого дизтоплива, предложила инновационный продукт, произведенный из 100% возобновляемых отходов и оставшихся после использования веществ, которое может быть использован как топливная присадка в современных авиационных двигателях и на объектах инфраструктуры аэропорта. По словам представителей Neste, новое экологичное авиационное топливо поможет сократить на 80% выбросы парниковых газов по сравнению с углеводородным топливом. В руководстве SFO такую инициативу назвали важной вехой на пути превращения международного аэропорта Сан-Франциско в крупный транспортный узел, который станет использовать экологичное авиационное топливо для достижения статуса углеродной нейтральности.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Традиционный стиль всех адептов «зеленой энергетики», декарбонизации и прочих экологических «красот» — много слов про уменьшение объемов вредных выбросов и парниковых газов и ни одного байта о стоимости описываемого проекта.

Подготовлено по материалам, предоставленным Сергеем Вартумяном