Дайджест Геоэнергетики / 10.07.2020

Дайджест Геоэнергетики / 10.07.2020

GTT и ССК «Звезда» объединят усилия в строительстве российских танкеров СПГ

Париж, 03 июля, 2020 /Инфолента Offshore-Energy/

В четверг французская инжиниринговая компания Gaztransport & Technigaz (GTT) — мировой лидер по разработке мембранных контейнерных систем для транспортировки и хранения сжиженных газов, заявила, что подписала соглашение с российским судостроительным комплексом «Звезда» (ССК «Звезда») о сотрудничестве в сфере строительства судов-газовозов СПГ.

Техническое сопровождение со стороны французского партнера и лицензионные соглашения позволят ССК «Звезда» заниматься строительством танкеров-газовозов ледового класса ARC7, которые будут оборудованы системами защитной оболочки, специально предназначенными для подобных танкерных судов.

Как заявили во французской компании, упомянутые суда будут использовать для транспортировки сжиженного природного газа.

ССК «Звезда» представляет собой огромный судостроительный комплекс, расположенный в дальневосточном городе Большой Камень, который управляется консорциумом, объединившем «Роснефтегаз», «Роснефть» и «Газпромбанк». По завершении квалификационной аттестации, к которой приступили в 2017 году, ССК «Звезда» получил лицензию на использование технологий GTT, включая создание натурного макета системы герметизации и изоляции класса MarkIII.

На ССК «Звезда» планируют заниматься строительством крупнотоннажных судов, судов ледового класса, специализированных судов и морского оборудования/морских платформ.

Как заявили во французской компании, строительство судов для транспортировки СПГ является одним из приоритетов в производственных планах ССК «Звезда».

Комментарий Бориса Марцинкевича (глав. ред. Геоэнергетика.ru):

Тот случай, когда небольшое сообщение скрывает целый пласт очень интересной информации.

Gaztransport & Technigaz (GTT) образована в 1995 году слиянием трех старейших французских компаний, с 60-х годов занимавшихся успешной разработкой технологий морской транспортировки СПГ – Gastransport, Tecnigas и Technigas Sheeping. Tecnigas в 1968 году запатентовал систему герметизации Mark I, эксплуатировавшиеся по всему миру следующие 15 лет. Более 50 лет GTT поддерживает прочные связи со всеми участниками газовой индустрии (верфями, судовладельцами, газовыми компаниями, операторами терминалов, классификационными обществами). Компания разрабатывает и продвигает технологии для оборудования газовозов и плавучих терминалов, которые сочетают в себе эксплуатационную эффективность и безопасность. Кроме того, GTT разрабатывает технические решения для наземного хранения СПГ, использованию газа в качестве топлива на судах, а также широкий спектр других услуг. Сотрудничество с Россией GTT начала в 2010 году, сразу после того, как на Сахалине был принят в эксплуатацию первый в нашей стране завод по крупнотоннажному сжижению природного газа «Сахалин-2».

В 2010 году Российский морской регистр судоходства выполнил принципиальное одобрение технологий GTT для систем хранения и перевозки СПГ мембранного типа для оборудования ими судов ледового класса Arc 7, то есть сотрудничество РС (Регистр судоходства) началось сразу после того, как в 2009 году на совещании под руководством премьер-министра России Путина В.В. было принято стратегическое решение о строительстве компанией НОВАТЭК нового СПГ-проекта на полуострове Ямал. Танкеры-газовозы для проекта Ямал-СПГ, получившие международную классификацию Yamalmax строились в Южной Корее  с мембранными системами хранения проекта № 96, которые рассчитаны на все нагрузки, которые неизбежны при плаваниях в акватории Северного Ледовитого океана. Емкости проекта № 96 не имеют ребер жесткости, их «строят» внутри корабля одновременно с ним. Однако в 2017 году на полях Питерского форума между GTT и ССК «Звезда» был подписан меморандум о технической оценке возможностей ССК «Звезда» по строительству систем хранения СПГ мембранного типа по технологии Mark 3для последующего приобретения лицензии GTT на строительство судов-газовозов. Mark 3 отличается от своих предшественников тем, что его можно полностью производить на заводе и в готовом виде доставлять на судостроительные предприятия. Следовательно, если ССК «Звезда» сумеет освоить технологию производства Mark 3, то на нем можно будет производить системы хранения не только для «Арктик СПГ-2», но и для тех судов-газовозов, которые строятся на корейских и китайских верфях.

Весной 2019 года российский производитель фанеры, компания «Свеза» была сертифицирована как единственный в России производитель фанеры для Mark 3 – тот случай, когда и такое «простое» изделие на самом деле является высокотехнологичной продукцией. Для Mark 3 фанера – теплоизолирующий материал, устанавливаемый между емкостями с СПГ и корпусом судна. Толщина материала варьируется от 9 до 92 мм, фанера SVEZA Gas выдерживает температуры от -160 градусов Цельсия до температуры кипения, клеевой шов фанеры выдерживает нагрузки, превышающие 100 тонн на 1 квадратный метр. В том случае, если со своей частью работы справятся и специалисты ССК «Звезда», Россия не только получит лицензию на производство Mark 3, но и сможет обеспечить 100%-ную уровень локализации на высокотехнологичный продукт, имеющий серьезные экспортные перспективы.

В июне количество МБУ во всем мире упало на 65 единиц по сравнению с прошлогодним показателем

Хьюстон, 02 июля, 2020 /Инфолента EnergyMixreport/

В июне текущего года количество морских буровых установок (МБУ) во всем мире сократилось на 65 единиц по сравнению с прошлогодним показателем и на 2 единицы по сравнению с маем текущего года, говорится в данных, опубликованных американской сервисной компанией Baker&Hughes. Данные Baker&Hughes подразделяются на статистику по зарубежным и североамериканским МБУ, которые вместе классифицируются сервисной компанией как статистика по МБУ во всем мире.

Итак, количество зарубежных буровых установок в июне текущего года составило 781 единицу, что на 24 установки меньше, чем в мае текущего года – 805 единиц; и на 357 установок меньше, чем в июне 2019 года – 1,138 единиц. В то же время, количество зарубежных МБУ в июне текущего года составило 194 единицы, на одну установку меньше, чем в мае текущего года – 195 единиц; и на 52 установки меньше, чем в июне 2019 года – 246 единиц.

Что касается различных регионов мира, то в июне текущего года наибольшее количество МБУ эксплуатировалось в Азиатско-тихоокеанском регионе – 91 единица, что на одну установку меньше, чем в предыдущем месяце, и на 4 установки меньше, чем в июне 2019 года. На Ближнем Востоке в июне 2020 количество действующих МБУ увеличилось на единицу по сравнению с предыдущим месяцем, когда количество составило 44 единицы и сократилось на 10 установок по сравнению с июнем 2019 года.

На третьем месте по количеству действующих в июне МБУ – 31 единица, находится латиноамериканский регион, на четвертом – Европа с 25 установками и на пятом месте – Африка с тремя МБУ, что на 18 единиц меньше, чем в июне 2019 года – 21 единица. В среднем количество буровых установок в США составило в июне текущего года 274 единицы, что на 74 установки меньше, чем в предыдущем месяце – 348 единиц, и на 695 установок меньше, чем в июне прошлого года – 969 единиц.

В среднем количество буровых установок в Канаде составило в июне текущего года 18 единиц, что на пять установок меньше, чем в предыдущем месяце – 23 единицы, и на 96 установок меньше, чем в июне прошлого года – 114 единиц. Количество буровых установок по всему миру составило в июне текущего года 1,073 единицы, что на 103 установки меньше, чем в предыдущем месяце – 1,176 установки, и на 1,148 единицы меньше, чем в июне 2019 года – 2, 221 единицы. Количество МБУ по всему миру составило в июне текущего года 208 единиц, что на две установки меньше, чем в предыдущем месяце – 210 единиц, и на 65 установок меньше, чем в июне 2019 года – 273 единицы.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Информации много, но подана она достаточно своеобразно – не так просто понять тенденции в добыче углеводородов в разных регионах планеты.

США. Количество наземных буровых установок в июне 2019 года 969 штук, в июне 2020 года – 274 штуки, сокращение в процентах составило 72%. Безусловно, у нефтяных компаний США в запасе имеются полностью готовые, но не эксплуатируемые скважины – именно их «парк» позволяет сланцевым компаниям в сжатые сроки наращивать объемы добычи. Но технология добычи нефти методом гидроразрыва пласта имеет характерную особенность – быстрое падение дебета скважин, до 40% на второй год эксплуатации. Введение в строй парка резервных скважин даст краткосрочный эффект, а вот справится ли сланцевая индустрия Штатов с тем, чтобы не менее активно нарастить количество буровых установок, предсказать сложно, поэтому достаточно вероятным представляется такое развитие событий, при которых кризис в сланцевой промышленности США приобретет затяжной характер. Схожий характер ситуации – в Канаде, на территории которой также ведется сланцевая добыча нефти. Снижение количества буровых установок во всех остальных регионах значительно менее масштабное – традиционная добыча нефти оказывается более устойчивой к кризису 2020 года.

В Японии приостановят работу 100 устаревших угольных электростанций

 Токио, 02 июля, 2020 /Инфолента Jiji Press/

В срок до 2030 финансового года власти Японии планируют приостановить или полностью свернуть в стране работу примерно 100 малопроизводительных и устаревших угольных электростанций (ТЭЦ). Такой шаг будет предпринят в рамках мер, направленных на сокращение выбросов углекислого газа в атмосферу, отметили на днях информированные источники.

Указанное количество составляет 90% от примерно 110 устаревших ТЭЦ, работающих на угле, многие из которых были построены в 1990х или даже ранее. Всего в Японии действует 140 ТЭЦ на угле, включая недавно построенные и высокопроизводительные предприятия. Принимая во внимание значительные выбросы углекислого газа в атмосферу от работы устаревших ТЭЦ, власти нацелены проявить решимость в усилении борьбы с глобальным потеплением, снижая собственную зависимость от производства угольной энергии, утверждают источники.

Такой шаг свидетельствует о важном повороте в энергетической политике Японии, придающей в настоящее время большое значение производству энергии на базе ТЭЦ, отмечают специалисты. Как ожидается, на днях министр экономики, торговли и промышленности Японии Хироси Кадзияма объявит о планах по остановке работы 100 угольных электростанций.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Новость имеет все характерные признаки «адептов ВИЭ энергетики», смотрим внимательно. Названо количество ныне действующих угольных электростанций на территории Японии – 140 штук, названо количество планируемых к закрытию — 100 штук, которым дана краткая характеристика: «малопроизводительные и устаревшие». Данных о том, какова установленная мощность всех эксплуатируемых угольных энергоблоков – нет. Данных о том, насколько снизится эта мощность после остановки 100 «малопроизводительных и устаревших» — нет. Данных о том, не будет ли «случайно» до 2030 года увеличено количество новых, высокопроизводительных угольных электростанций – тоже нет. Поэтому данное новостное сообщение ничего не потеряет, если его сократить до минимума: «В ближайшие 10 лет в Японии будут закрыты 100 старых угольных электростанций», все слова про выбросы углекислого газа никакой информационной ценности не имеют.

Со своей стороны отметим, что в феврале 2020 года все то же министерство энергетики, торговли и промышленности сообщило о планах японских компаний построить до 2030 года 45 новых, высокопроизводительных угольных электростанций общей мощностью около 20 ГВт. Следовательно, алармистские сообщения некоторых СМИ о том, что у российских угольных компаний могут возникнуть сложности из-за сокращения спроса на уголь в Японии рассчитаны на тех, кто в июне уже не помнит новости февраля.

Petrobras установила рекорд по добыче нефти на крупнейшем в мире глубоководном месторождении «Бузиос» в Бразилии

Бразилиа, 30 июня, 2020 /Инфолента OffshoreEnergy/

Бразильская нефтегазовая компания Petrobras установила рекорд по добыче нефти на подсолевом месторождении «Бузиос» (Búzios), где компания выступает оператором промысловых работ и которое расположено на глубоководном шельфе Бразилии в нефтегазовой провинции (бассейне) Сантус (Santos), в районе южной Атлантики.

Как заявили в компании, рекордные объемы были достигнуты при добыче на платформах P-74, P-75, P-76 и P-77, ведущих работу в акватории месторождения. По уточненным данным, рекордные объемы добычи в 664,000 баррелей нефти в сутки и 822,000 баррелей нефтяного эквивалента в сутки были достигнуты 27 июня текущего года.

Подсолевая нефть на месторождение «Бузиос» была обнаружена в 2010 году, а само месторождение является крупнейшим в мире глубоководным месторождением углеводородов. Добычу нефти на месторождении начали в апреле 2018 года с платформы Р-74 типа FPSO (плавучая установка нефтедобычи, хранения и выгрузки), а впоследствии в район добычи были передислоцированы остальные плавучие платформы. Для Petrobras месторождение является высококлассным объектом добычи с существенными запасами углеводородов, а также низким уровнем риска добычи и эксплуатационных расходов.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Шельфовый нефтегазовый бассейн Santos и является одной из основных причин того, что Бразилия не присоединилась к соглашению ОПЕК+. Расположен в юго-восточной части Бразилии, открыт в 2000 году, продуктивные отложения залегают на глубинах от 3 до 6 км, «прикрыты» толстым слоем соли, что на первоначальных этапах затрудняло добычу. Всего открыто около 10 месторождений, крупнейшим считается Lulu, а не Búzios – на Lulu уже в июле 2019 года объем добычи достиг 879 тысяч баррелей в сутки. В целом ресурсы бассейна Santos оцениваются в 6 млрд тонн нефти – более 40 млрд баррелей. Скрытая ирония сообщения OffshoreEnergy – в его последнем предложении. Búzios действительно продолжает оставаться активом Petrobas – аукцион по его продаже, организованный новыми властями Бразилии в конце 2019 года, с треском провалился. Были планы о проведении повторного аукциона в этом году, но пойдет ли правительство Бразилии на этот шаг при имеющихся ценах нефти, сказать сложно.

Китай сократил намеченный на 2020 объем добычи нефти до 193 млн т

Пекин, 23 июня, 2020 /Инфолента GlobalTimes/

В Китае скорректировали производственные планы на 2020 год по добыче нефти и природного газа до 193 миллионов тонн и до 181 миллиардов кубических метров соответственно. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные недавно Государственным управлением по делам энергетики КНР (National Energy Administration). В течение минувших нескольких лет ежегодный производственный план по добыче нефти держался на уровне 200 миллионов тонн.

По словам хорошо осведомленных источников в энергетической отрасли, в стране прогнозируется сокращение объемов добычи нефти на месторождениях поздней стадии разработки, таких, например, как Daqing, тогда как количество вводимых в эксплуатацию новых нефтяных блоков остается в текущем году незначительным. Также по данным управления, потребление энергоресурсов в стране не превысит в текущем году 5 миллиардов тонн условного топлива. Доля потребления угля в национальной энергетической системе сократится в текущем году примерно до 57.5%, а расчётная мощность ВИЭ прогнозируется на уровне 900 миллионов кВт, свидетельствуют данные.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Информационное сообщение о том, что даже методы социалистического планирования далеко не всесильны над природой: хотя в заданиях текущей пятилетки Коммунистическая партия Китая ставила задачу обеспечить уровень добычи нефти в таком объеме, чтобы он уравновешивал объем импортируемой нефти, справиться с решением этого задания не удается. Нельзя исключать, что в следующем году нефтяные компании Китая увеличат уровень инвестирования и интенсивность ведения геолого-разведывательных работ. КНР вполне может себе это позволить, поскольку является едва ли не единственной страной, которая основательно заработала на нефтяном кризисе 2020 года: во время построенный парк нефтехранилищ позволил закупать нефть в больших объемах в тот момент, когда ее цена на мировых сырьевых биржах находилась на минимальном уровне.

И, само собой, GlobalTimes не могла не сделать «книксен» в сторону адептов «зеленой энергетики». Фраза «Доля потребления угля в национальной энергетической системе сократится в текущем году до 57,5%» звучит очень «модно-зелено», но только для тех, кто не знает или забыл, что в 2019 году доля угольных электростанций в энергобалансе Китая составляла 58,0%.

Штат Нью-Джерси объявил о создании «первого в стране» хаба по производству морских ВЭС

Трентон, 22 июня, 2020 /Инфолента EnergyLiveNews/

Данный проект осуществляется в рамках политики штата Нью-Джерси, направленной на 100% производство экологически чистой энергии к 2050 году. В соответствии с проектом, местные власти объявили о планах создания т.н. Порта ВЭС штата Нью-Джерси (New Jersey Wind Port) – «первой в стране» производственно-технической базы для строительства морских ветровых электростанций, которая станет хабом для развертывания, монтажа и производства морских ВЭС на восточном побережье США.

Предполагается, что на производстве и эксплуатации оборудования будет занято 1,500 человек, и еще 100 – на строительных работах. Как заявили власти штата, внедрение морских ВЭС является уникальной возможностью не только для защиты окружающей среды, но и для развития местной экономики с достижением немедленных результатов и созданием условий для долгосрочного экономического роста.

По мнению властей штата Нью-Джерси, создание подобного хаба является важным шагом в достижении к 2035 году уровня производства электроэнергии в 7,500 МВт на мощностях местных ВЭС и переходу к 100% производству экологически чистой энергии к 2050 году. Стоимость проекта оценивается в $400 миллионов, а его реализация пройдет в два этапа, начиная с 2021 года. Руководство проектом возложено на Управление по экономическому развитию штата Нью-Джерси.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

История США насчитывает не так много лет, но в ней немало интересного, в том числе и связанного со штатом Нью-Джерси. В 1909 году Standard Oil Джона Рокфеллера, тогда еще единая компания, построила в Нью-Джерси одни из первых в истории США нефтеперерабатывающих заводов, который работает на том же месте и в наше время. В 20-е годы прошлого века специалисты Standard Oil of New Jersey именно на этом предприятии изобрели, разработали и впервые в мире внедрили в производство технологию гидрокрекинга нефти, во время Второй мировой войны здесь же была запущена технология каталитического крекинга. Теперь он называется Bayway и принадлежит компании Phillips 66, имеет мощность переработки в 238 тысяч баррелей в сутки и продолжает работать в едином комплексе с нефтехимическими предприятиями. Здесь же, в Нью-Джерси, работает НПЗ компании Paulsboro мощностью по сырой нефти 160 тысяч баррелей. Нью-Джерси называют «перекрестком Востока США», здесь чрезвычайно развита транспортная система – целая сеть портов и аэропортов, сеть железнодорожных магистралей одна из самых «густых» в Штатах.

Мы совершенно не случайно решили вспомнить об экономике этого штата – все вышеперечисленное относится к предприятиям непрерывного цикла. Чудесный и замечательный план властей Нью-Джерси полнейшего перехода на прерывистую альтернативную генерацию, как энергетики-профессионалы называют солнечные и ветряные электростанции, приведет к тому, что все это либо будет полностью остановлено, либо будет работать, преодолевая трудности и сложности. От имени Греты Тумберг редакция Аналитического онлайн-журнала Геоэнергетика.ru выражает властям Нью-Джерси полную поддержку – продолжайте в том же духи, господа, России лишние конкуренты не нужны!

Исландия в рамках ЮНЕП оказывает поддержку Восточной Африке в использовании геотермальной энергии для практических целей

Рейкьявик, 26 июня, 2020 /Инфолента EnergyLiveNews/

В рамках Программы Организации Объединённых Наций по окружающей среде (ЮНЕП) Исландия работает над проектами по предоставлению финансовой поддержки и организации подготовки инженеров в Восточной Африке в сфере использования геотермальной энергии для практических целей. Так, Исландия выступает в качестве софинансирующей стороны в рамках Программы ЮНЕП по развитию объектов геотермальной энергетики в африканской рифтовой зоне, нацеленной на увеличение инвестиций в геотермальную энергетику в регионе.

По оценкам экспертов, Восточная Африка могла бы производить 20 ГВт электроэнергии за счет геотермальных источников, что помогло бы региону решить проблемы, связанные с существующим дефицитом энергии. По словам руководства энергетических программ при ЮНЕП, источники геотермальной энергии в Восточной Африке имеют исключительно местное происхождение, абсолютно экологически безвредны, а технологии применения геотермальной энергии слишком долго были недоиспользованы на континенте. Напомним, что многие исландские города уже давно получают энергию, производимую за счет использования местных геотермальных источников.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Похоже, что EnergyLiveNews просто постеснялось вслух напомнить о том, что энергетический сектор Исландии был и остается самым безуглеродным на планете, причем стал он таковым задолго до всеобщего увлечения декарбонизацией энергетики. Благодаря ледникам и вытекающим из них бурным рекам 75% генерации электроэнергии в Исландии приходится на долю ГЭС, на геотермальные источники – еще 24,5%, а на долю традиционных углеводородов приходится всего 0,5%. К настоящему времени геотермальные источники обеспечивают теплоснабжение 90% зданий на территории острова. Международное Энергетическое Агентство ежегодно обновляет мировой рейтинг по объемам потребления электроэнергии на душу населения, при этом крайне занимательно, что 99% СМИ во всем мире его почему-то просто игнорируют. Во всяком случае, самый популярный ответ на вопрос, где больше всего производится электроэнергии в пересчете на душу населения – Норвегия. С чем это связано – большая загадка, но вот первые две строки в рейтинге МЭА за 2018 год: «2. Норвегия – 23 000 кВт*часов на человека.». Впечатляет, действительно. В Штатах – 12 984 кВт*часов, в Германии – 7 035 кВт*часов, в России – 6 603 кВт*часов – и так далее. Но вот строчка № 1 в рейтинге МЭА: «1. Исландия – 53 832 кВт*часа». Пожалуй, «правильное» название рейтинга должно звучать приблизительно как «Рейтинг стран по потреблению электроэнергии на душу населения – Исландия и остальной мир». При этом, повторим, все эти киловатт*часы в Исландии не имеют углеродного следа.

Очевидно, что именно по этой причине ООН считает, что с разработкой возможных геотермальных проектов, с подготовкой специалистов для этого направления энергетики лучше Исландии никого нет и быть не может по определению. То, что Исландия не только подключилась к этой программе, но и участвует в ее финансировании – показатель того, какое из государств реально заботится об экологии и об устойчивом развитии беднейших стран мира.

Официальный представитель NIGC: Иран возобновил экспортные поставки природного газа в Турцию

Тегеран, 01 июля, 2020 /Инфолента MehrNews/

Официальный представитель Национальной газовой компании Ирана (NIGC) Мохаммад Асгари (Mohammad Asgari) заявил о возобновлении экспортных поставок природного газа из Ирана в Турцию. Экспорт газа в Турцию был возобновлен после завершения восстановительных работ на участке газопровода со стороны Турции. Иранский газ поступает в Турцию, как и прежде, добавил официальный представитель.

Напомним, что экспорт природного газа из Ирана был приостановлен, начиная с 31 марта, после прогремевшего взрыва на участке газопровода рядом с иранской границей. Поставки газа осуществляются с 2001 года в рамках долгосрочного соглашения (на период 25 лет), заключенного между NIGC и Турцией. Выступая ещё 15 июня с.г. на совместной пресс-конференции со своим турецким коллегой, министр иностранный дел Мохаммад Джавад Зариф заявил, что поставки природного газа в Турцию возобновятся в конце текущего месяца.

Комментарий Бориса Марцинкевича:

Напомним, что продолжительность маршрута магистрального газопровода Иран – Турция (Тебриз – Анкара) составляет 2 577 км, годовая мощность – 14 млрд кубометров газа, средний объем поставок газа в Турцию – около 10 млрд кубометров. Межправительственный договор о строительстве МГП «Тебриз – Анкара» между Ираном и Турцией был подписан в 1996 году, газопровод введен в эксплуатацию в 2001 году. За годы работы газовой магистрали сложилась своеобразная статистика – в среднем крупные подрывы на нем совершаются каждые три года, в обычных случаях ответственность за это либо сразу берет на себя Рабочая Партия Курдистана, либо вину на эту организацию возлагают власти Турции по результатам расследования. Отношение властей Турции к курдскому населению как в самой Турции, так и в Сирии вдоль границы двух этих государств миролюбивым назвать нельзя, однако приходится признать, что причины для этого имеются.