Бованенково – новый этап газовой отрасли России

Бованенково – новый этап газовой отрасли России

5 декабря Владимир Путин в режиме телемоста запустил в эксплуатацию третий газовый промысел Бованенковского месторождения и началу работы магистрального газопровода Ухта – Торжок-2. Событие получило определенное освещение, но далеко не самое подробное, хотя, по большому счету, оно стало едва ли не самым значимым за весь этот год – как в «биографии» газовой отрасли, так и в реализации национального плана развития Арктики. Однако, прежде, чем рассказывать о геоэнергетическом значении реализации этих этапов освоения газовых месторождений Ямала, давайте познакомимся с Бованенково чуть ближе.

Как-то так сложилось, что про этот проект пишут только тогда, когда проходят торжественные мероприятия по случаю завершения этапов его реализации, а из отдельных эпизодов целостную картину получить затруднительно. Бованенково – проект многосложный, реализация его идет непривычными методами, в истории газовой отрасли еще не было месторождений, освоение которых начиналось со строительства отдельной железной дороги длиной в несколько сотен километров, никогда так тщательно не учитывались все экологические требования. Рассказать об этом глобальном проекте, значение которого еще только предстоит понять полностью, в одной статье, конечно, невозможно, для начала стоит хотя бы в самых общих чертах увидеть весь проект целиком.

[embedyt] https://www.youtube.com/watch?v=4fXNvuvXPFo[/embedyt]

 

Научное наследство Ивана Губкина

Что такое вообще месторождение природного газа и нефтегазоконденсата Бованенково, откуда вдруг на Ямале вообще появилось это название? Началось все, как и многое другое в мире советской нефти и газа, с теоретических работ Ивана Губкина, который был убежден, что недра полуострова являются огромной кладовой как нефти, так и газа. Поскольку множество других научных предсказаний Губкина сбывались практически со стопроцентной точностью, в 1951 году правительством СССР было принято решение, что настала пора вести геологоразведку и Ямала. Отряд северной экспедиции горно-геологического института Западно-Сибирского филиала АН СССР под руководством В.В. Вдовина. Уже в следующем году в районах поселка Хэ среди речной поймы был обнаружен естественный выход природного газа. 5 мая 1954 года была создана Салехардская нефтегазовая экспедиция №5, но послевоенное время и климатические условия не способствовали стремительности развития событий – не так просто было создать, собрать, доставить в тундру все необходимое оборудование. В 1958 году закончилось решение всех организационных вопросов: было создано Тюменское территориальное геологическое управление, одной из структурных единиц которого стала Ямало-Ненецкая комплексная геологоразведочная экспедиция, руководителем которой стал геолог Вадим Бованенко. Экспедиция тех лет – очень серьезная структура, в составе Ненецкой насчитывалось 17 геологических партий, которые старались охватить весь огромный полуостров. К концу 60-х управление выросло до треста «Главтюменьгеология», а экспедиция стала называться трест «Ямалнефтегазразведка», которым продолжал руководить Вадим Бованенко.

Полуостров Ямал (Россия), Карта: geographyofrussia.com

25 марта 1971 года Ямальская геологоразведочная экспедиция во главе с А.С. Симановским заложила поисковую скважину №51 в 14 км северо-восточнее устья реки Се-Яха (Мутная), бурение на глубину 1 км было закончено 7 октября 1971 года. Расчеты геологов оказались совершенно точны – газ пошел фонтаном мощностью до 250 тысяч кубометров в сутки. Очень хороший результат, однако в те же годы пошли одно за другим открытия газовых месторождений значительно южнее, возле Надыма. Так что ничего удивительного в том, что первые комплекты деталей вахтового жилого комплекса были доставлены на место будущего поселка Бованенково, который, как и месторождение, получило имя первого руководителя «Ямалнефтегазразведки», были доставлены только весной 1990 года. Первый запуск Бованенково планировался в 1997 году, в 1995-м здесь начали отсыпать дороги, строить вахтовый поселок, промбазу ГП-1 и электростанцию. Бурились одна за другой скважины, в которую погружали специально разработанные теплоизолированные насосно-компрессорные трубы, чтобы не допустить растепления грунта. Вечная мерзлота — удивительное геологическое явление, а уж та, с которой приходится работать на Ямале, сложна особенно. Из-за того, что местность чрезвычайно заболочена, в вечной мерзлоте здесь очень много вкраплений криопегов – это соле-пылевые растворы, которые не замерзают при температуре выше -30 градусов. Это приходится учитывать при любых работах – бурении, прокладывании дорог, строительстве производственной инфраструктуры, здесь для труб газопроводов потребовалась отдельная технология.

«Перекур» окончен, пора работать

Но в 1997 все остановилось — первый раз фраза «Денег нет, но вы держитесь», пусть и иначе сформулированная, прозвучала именно в «святые девяностые». На Ямале оставалась сотня сотрудников Ямальского газопромыслового управления, чтобы поддерживать все, что успели построить, в том числе и 60 законсервированных скважин. Держаться пришлось долго. В 2002 году Газпром определил Ямал как регион стратегических интересов компании, в октябре 2006-го правление Газпрома приняло решение приступить к инвестиционной стадии освоения месторождения и системы магистральной транспортировки. Но тут требовалось не только решение по финансированию – нужны были технологии, которые позволили бы сохранить экологию, но при этом реализовать все производственные планы. Ну, а там еще и всемирный кризис «вовремя» состоялся, потому официальный запуск в эксплуатацию Бованенковского нефтегазоконденсатного месторождения (БНГКМ) и магистральный газопровод Бованенково – Ухта состоялся только 23 октября 2012 года. Кстати, первым на БГНКМ был запущен газовый промысел с порядковым номером … два. Почему именно так – один из самых больших секретов Газпрома, нам остается только догадываться. Но в декабре 2018 года с нумерацией все было в полном порядке – третьим и пока последним запустили газовый промысел №3.

БНГКМ, Фото: gazovik.info

Как будет выглядеть БГНКС после того, как будет завершено разворачивание на полную мощность всех трех газовых промыслов? 775 скважин, установки комплексной подготовки газа, дожимные компрессорные станции, две нитки газопровода Бованенково – Ухта, продолженные двумя нитками газопровода Ухта – Торжок, и 115 млрд кубометров добычи газа в год – на такой объем БНГКМ выйдет в конце 2019 года. Сегодня закончившаяся после многих лет геологоразведочных работ оценка запасов месторождения – 4,9 трлн кубометров, БНГКМ уверенно входит в десятку крупнейших в мире. Если планы Газпрома не изменятся, добыча постепенно будет еще больше, до 140 млрд кубометров в год, но для этого нужно будет выйти на новые геологические пласты.

БНГКМ уникально еще и методом освоения этой территории. Как бы ни были страшны рассказы про «звериный оскал капитализма», тут все пошло не так, как это было принято в 70-х с их ударными стройками порой на голом энтузиазме – с отсутствием дорог, нормальных условий для проживания, с обеспечением продуктами питания, тепло- и электроэнергии черт-те как и в последний момент. Нам привычнее слушать и читать рассказы о том, «как ужасен Газпром», но в Бованенково шаблоны рвутся напрочь.

Железная дорога поверх вечной мерзлоты

Освоение месторождения, площадь которого составляет не менее 1’000 квадратных километров, началось с прокладки железной дороги и строительства аэропорта. Звучит буднично, простенько – если не вспоминать про климат и грунт, про множество рек, болот, про экологические требования, то и не задумаешься лишний раз, насколько это было не просто и одновременно – интересно. Проект Бованенково – беспрецедентный в истории мировой газовой индустрии по сложности, по климатическим условиям, по количеству используемых совершенно новых, под местные условия созданных, технологий. Но есть и еще одна уникальность Бованенково – этот гигантский проект реализован без привлечения иностранных инвесторов, российских партнеров-совладельцев и при этом практически «по-партизански». Проект как бы на слуху, но сведения о нем поступали отрывочно, по 2-3 репортажа в год, которые появлялись чаще всего по торжественным случаям, когда здесь появлялись вип-персоны.

Вы, уважаемые читатели, к примеру, в курсе того, что в 2011 году в России было открыто сквозное движение по нашей самой северной железной дороге от станции Обская-2 (рядом с городом Лабытнанги) до станции Карская общей продолжительностью 572 км?

Карта: gazprom.ru

5 станций, 12 разъездов, 70 мостов общей длиной 12 км, 7’500 рабочих, которые тут трудились. Обычно репортажи с Бованенково идут с фотографиями газовых промыслов, а вот про то, как выглядит сам Ямал в тех местах рассказывают и показывают не часто. Вот так выглядит участок трассы железной дороги летом – именно это называется «очень много болотистых мест и множество рек»:

или более южный кусочек, где типа лес еще есть:

Красиво? А вот так выглядит зимняя картинка:

И именно она больше знакома строителям железной дороги – ее прокладывали исключительно в зимнее время. Зима на Ямале – это полярная ночь и привычные температуры от -40 до -50, но строили дорогу только тогда, когда вечная мерзлота была «в рабочем состоянии». Особенность любого строительства на вечной мерзлоте – необходимость добиться того, чтобы в летнее время конструкции не «поплыли». И эти 572 км нужно считать произведением инженерного искусства и реального, в наше время совершенного, трудового подвига всех, кто работал в этих условиях. Сначала на замерзшую землю выкладывали первый слой «пирога» — два метра твердомерзлого грунта и дорнита (это вид геотекстиля, обеспечивающий максимально возможную теплоизоляцию), который круглый год поддерживает температуру почвы на одном уровне. Сверху этот слой перекрывается пенополитиролом, поверх него идет сухомерзлый и скальный грунт и только поверх него – привычная всем железнодорожникам щебень, на который и укладываются рельсы. Фотографий «пирога в разрезе» нет, но вот так выглядит схема.

И вот так — 560 км, поскольку еще 12 км приходится на мосты, возведение которых вообще отдельная история, поскольку опоры, на которых они строятся, должны ведь на что-то опираться, а местность на летней фотографии наглядно показывает, что никакого скального грунта тут и в помине нет.

Юрибей

Самый северный в мире мост длиной 3’900 метров – через реку Юрибей. Небольшая, в общем-то речка, шириной не более 250-300 метров, во время весеннего половодья становится «чуть-чуть» шире, разливаясь до 3,5 км.

Поскольку эта статья — только первое знакомство с проектом Бованенково, давайте про мост коротко: 107 пролетов по 34,2 метра и два сквозных пролета по 110 метров, 110 опор, уходящих в вечную мерзлоту на глубину от 20 до 40 метров. И вот рабочая схема этих опор:

Ноу-хау заключается в том, что, благодаря термоизоляции нижняя часть опоры в буквальном смысле слова смерзаются с вечной мерзлотой, обеспечивая мосту дополнительную устойчивость. Мост через Юрибей – это 349 суток работы и 26,5 тысяч тонн металлоконструкций. А еще мост через Юрибей – это целиком и полностью сохраненная экология реки, в которой нерестятся царские породы рыб, нельмы и муксуна, на берегах которой гнездятся краснокнижные птицы. На берегах Юрибея – главные святилища коренных народов Крайнего Севера, пастбища оленей и место трудовых подвигов археологов, которые нашли здесь следы древних цивилизаций. Правда, про эти раскопки нам тоже рассказывают редко, но есть и такие их результаты, о которых точно слышали все – мамонт Маша и мамонтенок Люба. И провалы-кратеры, загадку которых разгадали далеко не сразу – это тоже здесь, неподалеку от русла Юрибея.

При этом причина, по которой была проложена эта железная дорога – сугубо производственная. Если комплектующие для самых простых вахтовых домиков еще можно протащить по зимникам, то тысячи тонн труб, бурильных установок и прочего оборудования – это только по железной дороге. Да, стоит напомнить, что осенью этого года Газпром, руководство Ямала и РЖД подписали меморандум о разработке и реализации проекта продолжения железнодорожной трассы от станции Карская до станции, которой пока еще не существует, но название отлично известно – Сабетта. Впрочем, это тоже отдельная история, а на сегодняшний день эта железная дорога – одна из двух, к которой не имеет отношение РЖД.

«Незаметные» газопроводы Газпрома

В 2008 году Газпром начал строительство первого газопровода Бованенково – Ухта. Интересный момент – вся Европа, Штаты, все СМИ спорят, сражаются и защищают проект Северного потока-2. 1’200 км морского магистрального газопровода, мощность транспортировки газа 55 млрд кубометров в год, заседания Европарламента, Сената США – шумно, громко, звонко. Две нитки МГП Бованенково – Ухта – 1’200 км каждая, общая мощность – 115 млрд кубометров газа в год и тишина, как в тундре. Основной диаметр труб в обоих случаях – 1’420 мм, рабочее давление – 120 атмосфер, вот только для прокладки трубопровода по тундре ушло куда как больше времени, первую нитку сдали в эксплуатацию в 2013-2014 годах, вторую в 2017-м. Причина очевидна – строительство газопровода синхронизировано с разработкой БНГКМ, Газпром работает в плановом режиме.

При проектировании и прокладке МГП Бовоненково – Ухта наша промышленность освоила производство труб диаметром 1’420 мм из сплава К65(Х80) с гладкостным внутренним покрытием. Знакомо? Да, вот тогда эта технология была создана, вот поэтому с трубами для Северного потока-2 российские производители справляются уверенно. Не стоит забывать и о том, что МГП Бованенково – Ухта еще и «немножко морской», поскольку пересекает Байдарацкую губу Карского моря. Залив не из глубоких, около 25 метров, но это Арктика, тут все непросто. Общая протяженность перехода газопровода через Байдарацкую губу — около 72 км, собственно морского участка – 67 км. Трубы здесь чуть меньшего диаметра – 1’219 мм, они обетонированы, и на сегодня это самый северный в мире проект морского газопровода. Слово «самый» приходится повторять часто, но это не из-за квасного патриотизма, это просто факты – проект Бованенково действительно уникален. Впервые построен сухопутный газопровод с таким давлением, впервые использован подземный способ прокладки труб с последующей рекультивацией земель – экология Арктики хрупка, а по Ямалу как кочевали, так и кочуют стада северных оленей. И еще один технологический нюанс – температура газа внутри трубопровода не превышает -2 градусов Цельсия, поскольку вечную мерзлоту тревожить лишний раз нельзя, чтобы трубопровод не «потек».

Укладка трубопровода Бованенково-Ухта-2, Фото: gazprom.ru

Будут ли две нитки МГП Бованенково – Ухта единственными в этой части Ямала? Пока планы не озвучены, но стоит помнить о том, что всего Ямальский центр газовой добычи включает 32 месторождения с потенциальной производительностью до 310-360 млрд кубометров, что уже сейчас идет геологоразведочные работы на месторождениях Тамбейской группы – Тамбейском и Малыгинском.

Вахтовый поселок с потенциалом постоянного населенного пункта

Что там еще, на том Бованенково? Вот еще недавние скупые строчки новостей:

«18 апреля 2011 года на БНГКМ введена в эксплуатацию первая очередь аэропорта – полоса для взлета и посадки вертолетов и рулежная дорожка, перрон на 10 вертолетов».

«20 июня 2012 года на пресс-конференции гендиректора «Газпром добыча Надым» Сергей Меньшиков рассказал о ходе работ в аэропорту «Бованенково». Реализован проект строительства здания аэропорта с залом ожидания на 150 человек, сопутствующих сооружений, включая склад ГСМ, построены первые 600 метров взлетно-посадочной полосы для самолетов, общая длина которой составит 2625 метров».

«Первый технический рейс на аэродром Бованенково выполнен в октябре 2012 года на самолете Ту-154. В это время аэродром был внесен в Государственный реестр гражданских аэродромов РФ (Свидетельство №3 о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации от 19.10.1012)».

Эксплуатирует аэродром «Газпром Авиа» — служебный аэродром, способный обслуживать Ту-154, Боинги 737-й серии, «Фальконы-900» и так далее. Расписание рейсов – в свободном доступе, летайте самолетами «Газпром Авиа»! Москва, Надым, Омск, Тюмень, Уфа, Ухта, и эта «авиогеография» понемногу расширяется. Вот такой вахтовый поселок – с собственной железнодорожной станцией и с собственным аэродромом.

Раз уж вспомнили про вахтовый поселок, давайте и на него посмотрим. 4 корпуса общежитий-гостиниц с номерами на двух и четырех человек, соответственно однокомнатные и двух комнатные, с обязательным кухонным блоком, мобильная связь и интернет – это раз. Столовая, кафе, которое пока еще не перешло в стадию ресторана, но уровень буфета точно переросло – два. Больничный блок, который стал уже комплексом – от саун и стоматологии до спелеоклиматологии. Уровень? Ну, как пример: в 2013 году санитарный вертолет, летевший в райцентр Яр-Сале, из-за погодных условий вынужден был приземлиться в Бованенково. Везли врачи Екатерину Худи, которой предстояли тяжелые роды, и в Бованенково справились даже с такой проблемой (напоминаем, что это вахтовый поселок, в котором подавляющая часть работников – физически крепкие мужчины, ни про какие роды тут не задумывались) – операция прошла успешно. Родившегося мальчика в шутку «окрестили» Бованёнком, но его мама осталась верна традициям местного коренного населения и дала ему имя Вадим. Как эта традиция связана с Вадимом Бованенко – тоже отдельная и крайне занимательная история, но мы сейчас про вахтовый поселок.

Вахтовый поселок в Бованенково, Фото: pikabu.ru

Спортивный корпус – это традиционный тренажерный зал, игровая площадка и непривычный для здешних мест 25-метровый бассейн. Дом культуры, в зале которым, обеспеченным новейшим оборудованием, проходят не только концерты и спектакли – здесь прошел и видеомост с Кремлем по случаю открытия третьего газового промысла и начала эксплуатации второй нитки МГП Ухта – Торжок. Комфортно, удобно, между рабочими сменами можно отдохнуть и восстановиться, да и просто в библиотеке посидеть – она тут тоже имеется. Остается только напомнить, что уже открытые ресурсы Бованенково обеспечивают более 100 лет работы месторождения и жизни поселка и, конечно, о том, что в недрах Ямала есть запасы не только нефти и газа, но и твердых минеральных ресурсов.

И это только начало

Добыча газа на БНГКМ началось в 2012 году со скромных 4,9 млрд кубометров, но росла она стремительно, прибавляя ежегодно по 20 млрд кубометров, в прошлом году добыча составила 82,8 млрд кубометров. В наступающем 2019-м Газпром намерен не только закончить развитие третьего газового промысла, но и приступить к освоению Харасавэйского месторождения. Расположено оно относительно недалеко, а при такой базе, какую удалось создать в Бованенково, дело пойдет быстрее, инвестиции не будут уже такими астрономическими, как это было с БНГКМ. О том, как идет добыча, что такое отечественная буровая установка пятого поколения «Екатерина», как можно одновременно забирать газ из сеноманских и апт-альбских залежей, чем обычная сепарация газа отличается от низкотемпературной и про любимые турбодетандеры нужно, разумеется, писать отдельно.

Газпром часто упрекают в том, что он не успевает освоить новейшие западные технологии, но в последнее время у нашей государственной компании немного другое направление – ее специалисты стали разрабатывать технологии собственные, заточенные под арктические условия, поскольку ничего подобного в мире просто нет. Конечно, новейшие разработки не так просто описать, но мы обязательно попробуем.

Фото: gazprom.ru