Конкуренты Росатома: Франция

Конкуренты Росатома: Франция

Поскольку в Сети появилась неподтвержденная информация о том, что Сергей Кириенко может покинуть пост главы Росатома, давайте продолжим краткий анализ положения, которое корпорация смогла занять в 2016 году на мировом рынке строительства новых атомных реакторов. Конечно, Росатом и его конкуренты – это не только новые реакторы, но и многое, многое другое, но начнем именно с этого. Не секрет, что слова «атомный проект» для всех нас ассоциируются именно с АЭС.

Вместо слова «Франция» хотелось написать просто «AREVA», но «простое время» для французского атомного холдинга, похоже, ушло в прошлое, от его едва не возникшей монополии не осталось и следа.

Собственно говоря, атомных игроков у Франции всего два – это государство и не думало двигаться по пути, предложенному Штатами: никаких АЭС в частном пользовании, никакого атомного производства вне рамок государственного сектора. Как организовали в 1945 году Комиссариат по атомной энергетике, так он во Франции и работает. Разделение на 2 компании – простое и логичное. Это EdF — Électricité de France – Электрисите де Франс – крупнейшая во Франции и в мире электрогенерирующая компания, крупнейший в мире оператор АЭС. Атомных станций во Франции – 59 блоков, вот всеми ими ЭДФ и управляет. AREVA – объединение всех компаний атомной промышленности, производящих все, что требуется для атомной энергетики. Государственный пакет в ЭдФ – 85%, с АРЕВА все несколько сложнее.

areva_416x416

АРЕВА – относительно «свежая» компания, созданная в 2001 году по инициативе французского правительства. Изначально это было объединение группы компаний Cogema (производство и переработка ядерного топлива), Framatome-ANP (проектирование и изготовление реакторного оборудования), FCI (проектирование и производство электрических соединительных устройств) и научно-производственных отделений Комиссариата по атомной энергетике. Перипетии, выпавшие на долю AREVA, заслуживают отдельного большого рассказа, а в этой заметке остановимся на том, что в атомной энергетике всегда было «самым вкусным» — на проектировании и строительстве реакторов и АЭС. Сладкая парочка нам уже известна: ВВЭР-1200 от Росатома и АР-1000 от Westinghousе, теперь посмотрим, что и как получается у французов.

В ноябре 2007 года АРЕВА создала совместное предприятие с японским концерном MHI. Заинтригованы названием партнера? Не стоит, это «старый знакомый» — Mitsubishi Heavy Industries. Решение о том, что надо диверсифицировать направления деятельности и идти в атомный проект Мицубиши приняла одновременно с Toshiba, но не смогли выдержать конкуренции с коллегами при покупке Westinghouse. Совместное предприятие французов и японцев называется АТМЕА и создано оно было для разработки, маркетинга, продажи, строительства и ввода в эксплуатацию реактора поколения III+ АТМЕА-1 – легководного, с мощностью 1150-1200 МВт. Так сказать, брат-близнец нашего ВВЭР-1200, но вот при таких могучих «родителях». При разработке был учтен опыт европейских реакторов KONVOI и EPR в Европе и APWR Tomari-3 в Японии – джентльменам имелось, на что опереться.

Что из этого получилось? Проект объемом в 100 томов был закончен мгновенно – в конце 2015 года. За минувшие годы АТМЕА успела договориться о двух площадках в двух странах – в Турции и во Вьетнаме. Проект хорош, все им довольны – и французы с японцами, и турки с вьетнамцами. Видя фантастическую скорость работы и полный туман со сметами и сроками строительства, потенциальные заказчики и в Турции, и во Вьетнаме просто рады-радешеньки и отвечают с небывалой вежливостью и явным приливом энтузиазма, причем слово в слово, хоть и на таких разных языках:

«Господа французы и японцы, мы вас оченно любим, ценим и уважаем! Конечно, вы будете нам строить ваши замечательные реакторы, обязательно и непременно! Вот только не сейчас, не сразу – торопиться не надо, это не наш метод. Как только Росатом построит нам АЭС — так мы сразу вас и позовем!»

Причина очевидна и логична: пока АТМЕА проекты проектировала, Росатом построил, разогнал и включил ВВЭР-1200 в сеть. Фотографий Нововоронежской АЭС-2 в сети предостаточно, а вот на АТМЕА-1 посмотреть не так просто.

u0802_12opt

Проект реактора ATMEA-1, Фото: atominfo.ru

Красиво, правда? А еще ведь и 3D модели имеются! В общем, брат-близнец ВВЭР-1200 пока только на картинках, пока только в перспективе, пока только после России и ее Росатома.

Но главную ставку АREVA делала совсем на другой проект, АТМЕА-1 был на вторых ролях. Речь, конечно же, о великом и могучем реакторе EPR-1600 — European Pressurized Reactor.. Какой красоты слова были сказаны о нем!..

В Европе компания «Framatome ANP» (Франция) создает «Европейский реактор с водой под давлением» (EPR) большой мощности 1750 МВт (эл.), проект которого в 1995 г. получил статус нового стандартного ядерного реактора для атомной энергетики Франции. Этот реактор будет иметь глубину выгорания ядерного топлива 65 МВт·сут/кг и самый высокий к.п.д. (36%) среди ядерных реакторов на тепловых нейтронах. Реактор рассчитан на эксплуатацию в течение 60 лет. Основой концепции безопасности реактора EPR являются максимальное упрощение систем безопасности; четырехканальная система безопасности, позволяющая снизить риск аварий; обеспечение ввода в работу систем следующего уровня безопасности при отказе систем безопасности предыдущего уровня.

epr-uk

Проект реактора EPR, Фото: www.edf.fr

Технические средства, используемые в ядерном реакторе EPR позволяют снизить вероятность аварий до 0,000001 инцидентов/год на один реактор. А еще он будет на 10% экономичнее любого другого, а еще он будет самый мощный в мире, самый надежный и самый безопасный. В общем – восьмое чудо света!

И чудо засветилось, причем по полной программе, причем в нескольких местах. А, да, чтобы не было междометий: проект настолько хорош, что продолжает существовать только в бумажном виде да в виде недостроя разной степени готовности. Но нас-то не проведешь – мы все равно знаем, что французский реактор лучше, чем какой-то там ВВЭР-1200. В чем? В рекламе, в пиаре, в шумности прославления и потрясающей мощи провалов – «стране-бензоколонке» до такого уровня расти еще и расти. Дуется посрамленная Россия, строит новые реакторы, запускает их в сеть – что взять с неумех! Нет бы орать во все горло, что мы лучшие из лучших и строить 3D модели, как приличные люди делают – норовят построить в реале и начать эксплуатацию. Стыдоба…

Грохотать на весь мир EPR начал в 2003 году, превзойдя по напористости даже Westinghouse. Те вон в Китай рвались, не доделав проект, а АREVA решила покорять сразу Европу. Жил да был в стране Финляндии концерн TVO – Teollisuuden Voima Oy, спокойно эксплуатировал АЭС «Олкилуото», где мирно работали и работают два реактора, построенные в конце 70-х по шведской технологии. Традиция такая у финнов – в атомной отрасли они пользовались услугами соседей – СССР и Швеции, на заморские чудеса не зарясь. Все шло, как в Финляндии и заведено: без спешки росла промышленность, потихоньку росли потребности в электроэнергии. Году так в 1999 TVO (а его владельцы – это промышленные предприятия) выложили на стол парламента свои расчеты по генерации электроэнергии, прокомментировав всего двумя словами: «Маловато будет!» Парламент годик подумал и сказал: «Да-а-а-а, маловато… Что хотите?» «Еще реактор хотим. Один, но большой». Парламент Финляндии еще немного подумал и в 2002 большинством голосов согласился: настала пора строить атомный реактор. Мы так подробно об этом, потому как в Европе 20 лет до той поры новые АЭС не появлялись. Эпохальное, в общем-то, событие.

Получив «добро» от парламента, TVO стало действовать строго по всем инструкциям ЕС. Конкурс в 2003 провела, в котором участие приняли три компании: Атомстройэкспорт, General Electric и концерн Framatome NP. Американцы предлагали кипящий реактор EBSWR на1 390 МВт, наши – модернизированный ВВЭР-1000, Фраматом – тот самый EPR-1600. Собственно, создан был Фраматом в 2001 с прицелом именно на финский тендер компаниями AREVA и Siemens. Французы, которым принадлежало 66% акций концерна, собирались строить сам реактор, а немцы отвечали за всяческие трубы да насосы.

Росатом был спокоен: ВВЭР-1000 уже работал в нашей сети, проекты конкурентов существовали только на бумаге, да и то не до конца сделанные. И … проиграл! В 2003 году TVO подписала контракт именно с французами – у россиян мощности было маловато, а тут вон оно – и моща, и повышенная безопасность и вообще! Стукнули печатями – проект первоначальной стоимостью 3.2 млрд евро стартовал, в качестве финиша был назначен 2009 год. Европейский технический и конструкторский гений торжествовал, разгромив жалкие потуги нищасных россиян.

Такая мелочь, как то, что французский реактор существовал только в виде проекта, готового на тот момент процентов так на 25-30, никого не смутил – ни заказчиков, ни исполнителей. И работа закипела!.. К 2009 году, как раз когда реактор должен был уже работать, французы … закончили проект. Чуточку сдвинулись сроки, немножечко выросла смета. Ну, не 2009, а 2013. Ну, не 3.2 млрд евро, а 8,5. Пустяки! Вот только немцы, так и не сумевшие забыть слово «пунктуальность», в том самом 2009 не выдержали и хлопнули дверями, покинув консорциум. Дела АREVA по этому проекту рванули вверх по лестнице, ведущей вниз. Убытки 2008 года – 700 млн евро, убытки 2009 года – 550 млн, 2010 – 350 млн, 2012 – 400 млн, 2013 – 425 млн. Ну и, как в Европе принято – суды, суды и еще раз суды. Финны подали в суд на концерн, французы – на немцев, французы вместе с немцами- на финнов. Им там не скучно, а финны еще и успевают вылавливать одну технологическую ошибку за другой. Последняя на сегодня на новость по этому замечательному проекту – перенос срока ввода реактора в эксплуатацию на 2018 год. Восьмая по счету отсрочка, планируемая задержка составит 9 лет. В принципе, тут не только нам с вами – тут и американцам приходится только завидовать.

Обнаружив, сколь умело ведет дела AREVA и получив миллион нареканий за отсутствие у EPR-1600 репрезентативности (читать как «работающего реактора на собственной территории»), французское правительство решило быстренько исправить ситуацию. Не справляется AREVA? Нет проблем – поручим работы EDF, эти точно справятся. Нет репрезентативного реактора? Построим! И в декабре 2007 года EDF объявила, что начинает строительство третьего реактора на АЭС Фламанвиль – за 3.3 млрд евро и за пять лет. Во-о-от. Не будем вдаваться в подобности: все новейшие французские традиции соблюдены и в этот раз. Ржавел корпус реактора, откладывался пуск, чуточку росла смета. На сегодня заявлено, что реактор готов на 96% и не исключено, что уже в этом году он вступит в строй. А, может, и не вступит – как карта ляжет. Да, смета выросла – тоже до 8.5 млрд евро, как и у AREVA в Финляндии. Стабильность – признак мастерства, что тут сказать. Плюс-минус 5-6 лет, плюс-минус 5-6 миллиардов евро. Молодцы, одним словом!

Нам кажется, французы демонстрируют превосходство своей атомной энергетики не только перед Россией, потратившей на ВВЭР-1200 5,2 млрд долларов, но и перед американцами с их Вестингазуом. Скептикам предлагаем короткий взгляд на красу и гордость, на жемчужину атомной энергетики Франции – на строящуюся в Англии АЭС Хинкли Поинт С. Там EDF пообещала соорудить сразу два своих супер-передовых EPR – и продолжает обещать! А как замечательно все начиналось, полюбуйтесь:

«Государственный секретарь Великобритании по вопросам энергетики и изменения климата Эдвард Дейви утвердил 19 марта 2013 выдачу компании «EDF Energy» разрешения на строительство новой атомной станции на площадке АЭС «Хинкли-Пойнт» в графстве Сомерсет. Решение принято по заявке «EDF Energy», направленной в Инспекторат по планированию (бывшую Комиссию по планированию инфраструктуры) 31 октября 2011 года. Станция в составе двух энергоблоков с реакторами UK EPR общей установленной мощностью 3260 МВт будет эксплуатироваться «NNB Generation Company», дочерней компанией «EDF Energy». Как сообщили в Государственном департаменте по вопросам энергетики и изменения климата (DECC), третья очередь АЭС «Хинкли-Пойнт» станет одной из крупнейших электростанций в стране, в период строительства она обеспечит прямо или косвенно создание от 20 до 25 тыс. рабочих мест, на этапе эксплуатации будет создано 900 постоянных рабочих мест. По оценке инвестора, станция обеспечит 7% потребностей в электроэнергии в Великобритании в течение «шестидесяти и более лет». А еще новая АЭС обеспечит работой 25 000 британцев и 4 000 французов, а еще, а еще…»

«Добро» от англичан французы получили в 2011 году и вот уже совсем скоро, в 2017 … начнут работу, в 2022 закончат. Может быть. Наверно. Не исключено. Если денег найдут.

С деньгами в английском проекте все весьма занимательно: Великобритания не намерена вкладывать ни одного фунта, но обеспечивает интересы инвестора фиксированной ценой покупки электроэнергии – потом, когда строительство будет закончено. EDF в этот раз решила вести себя по-честному: учтя замечательный опыт в Финляндии у себя дома, она взяла, да и сказала правду о том, во сколько обойдутся эти два реактора. Цифра в фунтах стерлингов – 21 млрд. Нравится? Можно пересчитать в евро: 24,3 млрд, можно в долларах – 27.3 млрд. Красиво, правда? Самое дорогое сооружение в истории человечества, между прочим.

А еще интереснее ситуация оказывается, если присмотреться к сегодняшнему финансовому положению самой EDF. Официальные долги компании по состоянию на 2016 год – 37 млрд евро, причем многие скептики уверены, что реальные суммы намного выше. Ничего удивительного в том, что французы согласились на финансовое участие в этом мегапроекте китайцев, которые твердо пообещали взять на себя треть расходов. Китайцы в этом случае действуют просто и незатейливо: деньги они вернут благодаря гарантиям правительства Великобритании, а от французов за спасение остатков их репутации потребовали и получили передачу технологий того самого EPR. Пригодятся: французы и Китаю обещали пару реакторов построить, да вот только – какая неожиданность! – что-то там со сроками и ценой не очень получается.

Можно и дальше рассказывать о могучих успехах Франции – как они выигрывали конкурсы в Китае и в Индии, как их от конкурса отстранила Чехия, какие неудачи у них были в Канаде и в США. Наверное, получился бы целый роман в несколько томов, но это, как говорится, «не наш метод». С таким конкурентом у Росатома на рынке строительства новых АЭС впереди – большие перспективы, поскольку омрачить их эти минусовые ребята пока просто не в силах. Однако обязательно надо помнить, что Франция и ее AREVA — это не только новые реакторы и не только конкуренты Росатома. Это еще и серьезные успехи в продвижении закрытого ядерного топливного цикла, это еще и первые в мире заводы МОКС-топлива, где французы для нас – хорошие партнеры. Франция – это еще и активное, успешное сопротивление антиядерному постфукусимскому безумию, поскольку эта страна и не думает сворачивать атомную генерацию, в отличие от той же Германии. AREVA – это еще и обогащение урана, производство ТВС, где они снова наши конкуренты. Будет досадно, если эта компания превратится в банкрота – а риск такого развития событий весьма реалистичен. В общем, Франция и AREVA заслуживают продолжения изучения их дел, чем Геоэнергетика.ru и намерена заняться при первой же возможности.

Фото: lexpansion.lexpress.fr